Так как объявления развешивал Рома, то пришло сегодня обычное число народу.
Попали мы на предприятие, которое имеет такое название: UNИX. К сожалению, не все текущие студенты представляют, что такое юних с и восьмеричные, не то, что с и десятеричное. Дело в том, что был организован клуб по интересам про ОС, параллельно был организован спецкурс кафедры АСВК с разным названием, и название было перенесено. Вся информация есть на сайте uneex.cs.msu.su.
Спецкурсы по юних перерросли в спецкурсы по линух по трём причинам:
Лектор пошёл в Альт работать. Так что лектор больше в теме линукс,и более компетентен в этой области. АльтЛинукс занимается выпуском собственного дистрибутива
- Слово «Линукс» достаточно на слуху, и есть подозрение, что среди совр. студентов гораздо больше тех, кто слышали Линух и не слышали юних
- псоледние полгода совершенно немыслимые подвижки в области высшего начальства в сторону Линух и свободного ПО, и если будут вопросы, про что этот с/к, то тема будет весьма актуальна. Другое дело, что Линух там фигурирует как бренд.
Отчего это вдруг начали заниматься свободным ПО: начали наводить российский порядко в области лицензирования и контрафактного ПО
На сборище недельной давности пришли к выводу, что стоящих тем всего две:
- Узкая, административная. Как организовать корпоративную сеть: службы, сайты, техподдержка, весь цикл от начала до конца. Идея в том, чтобы сделать всё это на основании ПО, скорее даже Линуха
- У меня Линух, что мне делать?
Так что будем рассматривать линух. Лектор попытается, чтобы курс был достаточно простым. Тем не менее, будет достаточно материала для более продвинутых пользователей.
Реклама:
- heap.altlinux.ru — сейчас этот проект в несколько замороженном состоянии
- fosscenter.ru
foss = free open-source software. Существует несвободный и свободный софт. И существует путаница между free software и open-source software. И если рассматривать формально (сравнить gnu.org, osi.org), то мы увидим там некие определния, составленные с большой степенью юрид. внятности, то можно увидеть, что в osi порядка 13–15 клауз, точнее 4 свободы плюз ещё десяток (в духе «не обижать предыдущих разработчиков»). При этом, любая лицензия, в которой нет хотя бы одной из 4 свобод, не является osi-approved. (?) Формально эти штуки различаются тонкостями, а в народе есть масса легенд, например, что open-source это истинно свободный софт, а free software — только бесплатный, что нарушает сразу все три, если даже не 4 свободы. В России же существует обратная легенда, когда free — полностью свободный, а опен-сорц — исходники показали и всё. Последнюю формулировку лоюбят отдельные личности. И поэтому, принята формулировка foss, чтобы всем было понятно. В русскоязычных же странах навязывается аббревиатура СОПО (Свободное Открытое ПО). По-русски это не вполне благозвучно, но, да.
Дистрибутивы состоят из свободных программ, существуют линуксоиды, которые...
Произошло довольно моног событий за лето.
- Альт наконец-то разродился дистрибутивами, тремя. Вышел весной серверный дистрибутив, самый маленький, предн. для установки на сервер, там сразу же есть OpenVZ, там есть некая мордочка для создания и настройки виртуальных хостов внутри OpenVZ. Там небольшое количество пакетов, он однодисковый, хотя к нему всё равно прилагается dvd с бинарниками. В этот момент началась ветка репозитория 4.0, стабильная. И после выпуска в репозитории апдейты то по безопасности, вот вышел Desktop, и скоро выйдет Junior, образовательный. В этот момент они окончательный замёрзнет и будут исправлять только ошибки. Получается такая картинка: Мастер — эта такая коробка большая, которую можно купить и уехать в деревню. Лектор внедрил Сервер уже в трёх, или даже четырёх местах. Из новшевств: альтератор.
- Открытие конторы fossearch.ru, где лектор — директор. Его сменил Володя (?) Чёрный, преподаватель, сисадмин всего района, единственный человек, который понимает в ИТ во всём Красноярском крае. Чёрный познакомил лектора в движком друпал, очень серьёзный движок на пхп, к нему порядка 300 расширений, но все расширения, которые ставил лектор, пришлось править руками, это особенность пхпшных кодеров. В частности, fosscenter сделан на друпале. Сейчас там один человек, который генеральный директор, контентщик, ... . И теперь человек, у которого появился линукс, есть, кдуда обращаться, спрашивать совета, искать помощь. Тем не менее, лектор со страшим дворником не собираются обслуживать всю страну, так что если появится ещё один центр, то это будет отражено на сайте. Кроме того, хочется сделать поиск по материалам. Раньше подобную роль пытался выполнять сайт кучи. С Линукс
- Летом на конференции было довольно забавно, приехал чиновник.
- Лектор читал 5 часов нон-стоп лекцию про Линух в центре движения «Наши». Им дали задание продвигать линух, а они в нём ни ухом, ни рылом. Жудкое учреждение, там каждые полметра покрыты лозунгами, там даже между ступеньками лозунги написаны. Им дали задание, они объехали все ячейки, отобрали 7 человек, и их привели к лектору. И пошло-поехало. Если в апреле Медведев говорил «ПО с открытм кодом доступа», в мае он такого не говорил, то в лете начали разбираться, какое дикое количество лицензий закупать, иначе не пустят в ВТО, выскочил Алкснис, но депутатам в голову мысли вообще не приходят, появлось веянеие, а зачем нам зарубежное ПО, начали поставлять ПО с Линух, в результате цены на винду-офис-фотошоп-два_антивируса упали до 7 долларов в год; в результате, когда приходит проверка, то возникает три варианта:
- Покупить лицензии на весь зоопарк
- Снести всё и купить нужные лицензии
- Обойтись как-то так, ходить покупать линукс за 300 рублей
- Снести венду, а потом, когда уйдуТ, поставить обратно
- : В результате, было принято второе решение. За три года должен быть разработан пакет программ, покрывающий весь курс. До конца этого года нужно разработать тестовый пакет и внедрить его в трёх областях. Про учебники: если никто из тех людей, которые махают знаменем, не почешутся, то учебников не будет и внедрение будет провалено. Вся эта инициатива принадлежит Министерству науки, а от министерства технологий и связи, которой после реформы кабинета выдаётся больше прав в этой области, и можно надеяться, что у них хватит сил создать учебники и провести их под гриф. Все разработчики софта понимают, что без методических материалов всё будет провалено. Учебник гриновича пишется теперь не гриновичем, а совершенно невменяемом человеком: «Раньше были программы процедурные, потому что раньше нужно было набирать имя программы и запускается процедура, а сейчас программы объектно-ориентированные, потому что для их запуска нужно выбрать пункт меню». Сейчас выделяются деньги, и проходят драки на их освоение
- Конференция (Обнинская конференция на Протве). Пришёл чиновник из мин. экон, который возглавляет комиссию по свободному софту, которая занимается выработкой. Кроме того, Алкснис послал депутатский запрос, где же наша Российская ОС. Российская Национальная Защищённая Операционная система, это не он придумал, это придумал папа, президент Казахстана (КазОС). И чиновник говорит: вот нам смешно, а нам нужно его обрабатывать, потому что государство это машина, и пока запрос не обработан, он будет существовать, и надо опеределить, что такое национальная, защищённая, ОС. И выяснилось, что ЗОС в России порядка 12 ... В частности, чиновник сказал, что вносится проект репозитория свободных программ, и чтобы когда вносятся проекты, то оно пользовалось имеющемся корпусом. Был довольно забавный круглый стол на тему, зачем нам Линух в школе. Было много симпатичных тематических докладлов, и они есть на сайте. Было много технических разностей, ни одна из них не врезалась в память, но 90% докладов стоят внимания. Плавно перерастает в Линуксовку.
Нас всех ждут большие переменя, но к лучшему или к худшему, неизвестно.
Напомнить про пионерский лагерь.
Про пионерский лагерь. Зачем детям фотошоп. В сообществе появилась одна девушка. Вообще, девушек мало девушек, что удивительно. Среди мэнтейнеров их ровно одна.
И всю весну с ней лектор строили маленький дистрибутивчик, для деститевного курса для пионерлагеря. Выяснилось, что единственно, чем можно привлечь детей, это что-то материальное: графика, клипорезка ... И отзывы у девушки совершенно печальные, ибо из программы выжали только начала: вырезать и вставить кусок уже проблема. И ребёнку 11–12 лет объяснить, что есть чат, что можно передавать файлы, что есть файлы и их можно открывать, это вообще невозможно. Объяснить анимацию вообще невозможно.
Две самые популярные для детей области: пририсовывание усиков-рожек-бородки. В своё время, лектору достался учебник, где все были раскрашены в группу Кисс.
Это к чему: есть подозрение, что жутко функциональный софт в школе не нужен нафиг.
Этот курс она прочитала два или три сезона. Было не без приключений, она об этом всём написала.
Сделать из ничего простейший курс на 10 дней очень сложно. Как писать учебники, вообще непонятно.
Чтобы не пропадало время даром, можно имеющемся составом поговорить об освоении дистрибутива, что интересно было бы услышать:
- Сравнение дистр. Довольно забавная штука. Потому что человек, который может рассказать про 5 разных дистров от начала и до конца, должен заниматься сравнением дистрибутивов. В любом случае, обзор будет
- Какие у дистрибутива задачи
- что дистрибутивоспецифично, а что — нет
- Показывать, что может быть ещё, и показывать интересно: автоматизация, послушать про то, что умеют наиболее мощные броузеры — конкверор и фаерфокс
- Среды разработки
- Текстовые процессоры
- TeX
- wiki
- Командная строка — как можно просто делать сложные вещиб повседневная работа
- Бывает не только WYSIWYG
- unix-way — в графичческих интерфейсач это, казалось бы, отходит на второй план, но при наличии возможностях скриптинга, при наличии DCOP и прочая...
- Глайдер: в макосх есть автоматор, который позволяет делать видуальный скриптинг для самых маленьких
- Глайдер: возможно, сдедует объяснить, для чего это, куда нужны ручки
- Архитектура, ядро, драйвера, «как запустить мою железку» — то, что не работает из коробки, ничего не значит
- Глайдер: а не относится ли это к поиску информации?
- ГК: а как же
- НЮ: это частный случай
- Демо — показать убунтовский десктоп, и рассказать, какие компоненты тут есть, и как они взаимодействуют